Защитные реле
Мотор – компрессоры работают при
недостаточном охлаждении и нуждаются в защите от перегрева, который возможен
при повышении температуры или повышении силы тока из – за перегрузок.
Изоляция обмоток мотора при перегреве
разрушается и двигатель выходит из строя. Чтобы избежать этого необходимо
отключить двигатель.
В условиях непрерывной работы холодильника
защита обмоток двигателя от перегрева возможна только с установлением
автоматики реагирующей на нагрев. С этой целью применяются защитные реле.
Есть токовые и токово-тепловые защитные
реле.
Токовые реле реагируют на температуру
обмотки, которая повышается при повышении силы тока в цепи обмотки. Токово-тепловые реле срабатывают также на нагрев обмоток от внешнего тепла.
На изменение температуры в защитном реле
реагирует биметаллическая пластинка, состоящая из двух сваренных металлов с
разными коэффициентами расширения. При нагревании один из металлов удлиняется
больше второго и пластинка изгибается, замыкая или размыкая контакт. Для
нагрева пластинки применяются два способа:
1) прямой – пластинка нагревается током;
2) косвенный – пластинка нагревается теплом от
расположенного рядом нагревательного элемента (спираль).
Пусковые реле
Для
включения – отключения пусковой обмотки, а значит и холодильника, применяются
электромагнитные пусковые токовые реле.
Реле состоит из соленоидной катушки, якоря и
пары контактов (нормальноразомкнутых). Один контакт подвижный, другой –
неподвижный.
Катушка последовательно включена с рабочей
обмоткой. Конец пусковой обмотки подведен к неподвижному контакту.
При включении в сеть рабочей обмотки по
соленоидной катушке реле идет ток короткого замыкания (ротор не вращается).
Под действием большого тока якорь реле
притягивается и замыкает подвижный и неподвижный контакты.
При этом
пусковая обмотка
включается в сеть паралельно
рабочей. Ротор начинает вращаться. См. Холодильный агрегат.
При разгоне ротора, ток в катушке реле и
рабочей обмотке уменьшится. Якорь, за долю секунды, возвратится в нормальное
положение (разомкнет контакты) и отключит
пусковую обмотку до следующего цикла.
Рабочая обмотка при этом остается включенной
- компрессор работает.
Пускозащитные реле
Пусковое и защитное реле последовательно
включены в рабочую обмотку мотора. Обычно они совмещены в одном корпусе.
Пускозащитные реле разные по устройству и
габаритам, рабочими характеристиками, в зависимости от электродвигателей, для
которых предназначены, но принцип действия у всех одинаков.
Работа
пускозащитного реле При включении
холодильника в сеть, по рабочей обмотке мотора, катушке пускового
реле и цепь защитного реле (она находится в замкнутом состояни) - проходит большой
ток короткого замыкания (при этом ротор не вращается).
В результате, якорь пускового реле
втягивается в соленоидную катушку и замыкает контакты, включая при этом пусковую
обмотку. Ротор начинает разгоняться. Вследствии
разгона, ток в цепи снижается. Якорь реле своей массой опускается и размыкает
контакты. Пусковая обмотка отключается.
Мотор продолжает вращаться с включенной
рабочей и отключенной пусковой обмоткой. См. пусковые реле В то же время, при включении холодильника в
сеть, через биметаллическую пластину и нагревательный элемент защитного реле проходит ток
короткого замыкания.
При запуске двигателя и нормальном разгоне ротора пластина не нагревается до такой степени, чтобы ее изгиб
разомкнул контакты. Цепь остается замкнутой. Двигатель работает. В случае, если
ток повысится, пластина нагреется до степени изгиба, контакты разомкнутся и двигатель
отключится от сети. См. защитные реле. Подключение пуско-защитного реле к компрессору через проходные контакты
В бытовых холодильниках применяются
пускозащитные реле типа РТП, РТК-Х, РТК, РТК, ПЗР, РП, Р-3, Р-4 и другие.
Их много, но принцип их действия одинаков. Они отличаются
токовыми характеристиками и способом крепления на раме или на корпусе
компрессора.
Установка пускозащитного реле, даже для плохо обученного холодильщика, трудностей не представляет.
Пример: реле токовое пускозащитное РТК-Х -
для запуска и защиты компрессора ДХМ - 5 от перегрузок.
Применяется в очень старых холодильниках, которых еще очень много и которые все еще ремонтируются.
Устанавливается на кожухе мотор-компрессора. На крышке этого реле есть стрелка-указатель. Реле следует устанавливать стрелкой вверх.
Приблизительно то же самое с пускозащитными реле Р-3, Р-4 (фото внизу). Устанавливаются на раме холодильника, около компрессора. Их тоже нужно устанавливать только согласно указателю на крышке.
С другими пускозащитными реле проще. Их неправильно установить невозможно.
|